Эзотеризм и христианство

Православные священники очень часто связывают воедино эзотеризм, оккультизм и тоталитарные секты. Хотя, это совершенно неверная позиция. Секты – это скорее замкнутые общины, в которые очень трудно войти, и из которых очень трудно выйти. Эзотерические же направления позволяют сделать человеку осознанный выбор. Даже к попыткам связать немногие эзотерические течения и православия относятся крайне негативно. Тот же Кураев говорил, что в православии никогда не будет эзотеризма.

Впрочем, такие позиции неверны на корню. Даже в христианском учении присутствуют некоторые черты эзотеризма. К примеру, христианство обладает двумя формами. Одна из них – внешняя (обрядовая практика и тому подобные вещи), а другая – внутренняя (Истина). Также и с эзотерикой. Внутренний значит эзотерический. А внешний – экзотерический. К примеру, тот же православный исихазм можно смело назвать отражением эзотерической основы всего христианского вероучения.

Но и такая точка зрения была подвержена критике. В частности, С.С. Хоружий ясно даёт понять, что исихазм (отшельничество) никогда не мыслился самой традицией как какой-то эзотерический культ. Исихазм – это не удел кружка каких-то там посвящённых или вариант какой-нибудь духовной эксцентрики. Исихазм, по его мнению - это ни что иное, как осуществление бытия конкретного человека. Или, иными словами – его бытийного призвания. Целью исихазма часто считают уподобление Христу.

Более либерально и спокойно к эзотерики относится католичество и протестантизм. В иных случаях некоторые из направлений даже демонстрируют некую связь с отдельными эзотерическими традициями и ничуть этого не стыдятся. Яркий тому пример – историческая связь англиканства и масонства. Главой Церкви Англии является, как известно, сама английская королева. А глава Объединённой Великой Ложи Англии – член Британской Королевской Семьи, двоюродный брат самой королевы, принц Эдвард (протестант по совместительству).

Таким образом, руководство Церкви Англии и Английской Масонской Ложи связаны не только на уровне каких-то там отдельных элементов учения, но и на уровне родства.

Другой пример – «Либеральная Католическая Церковь», учение которой включает в себя некоторые теософские элементы. Часто её относят либо к маргинальному католицизму, либо к не римским католикам, либо вовсе к такому синкретическому вероучению как «Новый Век».

 

 

Школа ясновидения Ростов-на-Дону


15.12.2017
Эзотерика и духовное развитие. Портал эзотерики 'Живое Знание' ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru LightRay Твоя Йога